Занятия с дошкольниками на тему "Человек"

Уже сентябрь, уже дети кто в школу, кто в сад, а мы продолжаем наши занятия на свежем воздухе, пока радует нас погода своим теплом.
Как и в прошом году, первые темы, которыми мы открываем учебный год - "Человек".
Кто я? Какой я? Что я чувствую? Что я могу? - основные вопросы этих занятий. Самопознание с раннего возраста - это чудесная возможность заложить  ребёнку уверенность в себе, доверие и критичность (она тоже важна) к людям, воспитать лучшие человеческие качества.
Да, мы идём по тем же занятиям, с тем же наполнением и ответственностью.
Так, что, в этом посте:
 - ссылки на занятия(ч.1) и продолжение(ч.2) и ещё немного (ч.3.)
- ссылка на материалы
- немного идей к творчеству:







и немного фото с сегодняшнего занятия)
























Вот так и проводим вместе дружно время в затеях и играх)

Занятие на тему "Путешествие на Северный полюс"

Целых три занятия мы путешествовали на Северный полюс. Это манящее и загадочное место, куда и трёх занятий мало. Лиза говорила: «А мы ещё будем ехать на Северный полюс?» и после «Да» - было много радости.
Почему? Судите сами.
В данном посте о том, как мы познавали мир развлекаясь и развиваясь.
Начали мы своё путешествие (как и каждое в этой теме) с поиска на глобусе нашего места пребывания – города Запорожья. Как раз и повторили: На какой планете живём? Как называется наша страна? Наш город (его, кстати, на глобусе нет, но река Днепр есть, а там и Запорожье приблизительно обозначить можно).

Потом я показала на глобусе точку, обозначающую Северный полюс – это всего лишь точка, где проходит ось Земли. А вокруг Северный океан.
Рассказав, детям, что на севере очень холодно, мы стали размышлять, как добраться нам до Северного полюса: ну, сначала, по материку – можно и машиной, поездом. А уж по океану – на корабле. Но! Если там уж так холодно, то в каком виде этот океан? Что произойдёт с его водами? Да. Они замерзли. Да ещё и как! На 2-3 метра! Обычный корабль не поплывёт. Нужен корабль-ледокол.
Муз. пауза «Я еду, еду, еду»/"Паравозик чух-чух-чух" - Е. Железновой.

Ехали, пока машины не остановились. Необходим ремонт:
Игры  конструктором-пазлами «Машинка»/поезд/смолёт

Настроили, продолжили своё путешествие. Добрались до Северного Ледовитого океана (картинка ледокол и люди).
Пересели на ледокол и поплыли между льдинами. Дети берутся за руки и задача идти дружно друг за бругом, не наступая на льдины. Получилось, дети справились.
И на некоторых занятиях - как мишки прыгали по льдинам.





Кстати, такое наше путешествие не безопасно для обитателей Северного океана – мы рушим их дом. Пока люди не найдут способ преодолевать это расстояние, не разбивая льдины, таких путешествий должно быть как можно меньше.


По дороге мы встречаем белого медведя, моржа, тюленя, пингвинов, которые дрейфуют на льдинах (скачать картинки можно по ссылке)


Нам даже удалось посмотреть Северное сияние.



Играем "Покажи где?" можно загадки использовать, а с малышами просто называем животное, они показывают.
"Кто спрятался?" - убираем из 8-ми картинок 1 , дети определяют, какай картинки не достаёт. Плюс, можно, тренироват память, практикуясь в эйдетических методах запоминания.



Напутешествовавшись, мы закрепляем наши впечатления на листе А-4 – просто рисуем синими, голубыми, белыми мелками и разноцветными Северное сияние.



 или раскрашивали животных Северного Ледовитого океана

Дальше выходим потанцевать: «Тук-ток» Е. Железновой
И берёмся за исследовательскую деятельность – изучаем свойства льда: холодный, мокрый, гладкий, легче воды (в нём есть воздух), он тает от солнышка и от соли. С него можно строить башни и даже дома! В нём могут быть пленены животные (наш вариант – это рыбы во льду). Но без него страдают северные жители, так как это их дом.  И рушить его нельзя.



















Лёд от северного сияния может переливаться разными цветами, и мы находили разноцветные льдинки.



Ещё мы узнали, что на Северном полюсе день длится пол года (с марта по сентябрь), а остальное время здесь ночь. Игра «День-ночь»: когда говорю «День», все закрывают глаза и спят, когда – «День» - просыпаются и радуются новому дню.

Арктическое лето всего 2 месяца, и за это время успевают вырасти травы, зацвести цветы, вывести своих малышей птицы и животные.
Ещё мы попали под снегопад. После чего, можно было рисовать на снегу рисунки, оставлять следы и угадывать, кто прошёл: медведь, тюлень или пингвин.















По окончанию увлекательной прогулки мы создали симпатичных мишек на Северном полюсе под тихую колыбельную из мультфильма «Умка».
На втором занятии мы расширили свои знания об Арктике. Мы снова отыскали наш город на глобусе, просмотрели путь к Северному ледовитому океану, определили, что Арктика включает в себя и Северный ледовитый океан, и его острова, и примыкающие к нему  берега Евразии, Северной Америки. Отправились к нему на машинах. Здесь, у берегов Северного Ледовитого океана нас встретил чукча на оленях. 
Да, чукча, в переводе с чукотского – «богатый оленями». Нынче это миролюбивый народ, разводящий оленей, с доблесной воинской славой и историей.
Песня «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним» - и мы несёмся) по пути нам встречаются северный волк, песец, сова. Мы имеем счастье наблюдать северное сияние. И всё это мы зарисовываем в свободном рисунке гуашью.

Потом мы рассуждаем: если есть народы, которые приспособились путешествовать на оленях, собаках (картинка), не руша лёд, то почему современный человек не следует примеру?
1.       Коренные жители выносливее. Европейцы менее устойчивы к таким температурам, поэтому длительное путешествие на оленях в суровых краях (с температурой до -40°С) может быть смертельным.
2.       На оленях возьмёшь не столько много провизии и людей, как необходимо для экспедиции.
Сейчас уже появились даже отели на колёсах, которые позволяют путешествовать по Арктике, но это только с появлением горючего, которое не замерзает при -40°С.
Чукча знакомит нас со своим бытом – а именно домом яранга, сделанном из шкур оленей. У нас в этой роли было покрывало, с которым мы и играли. А мы строим дом из конструктора, как это делают у нас.


Знакомит с промыслами: олени, охота, рыбалка, собирательство (ягоды, яйца птиц), некоторыми традициями – кочевой образ жизни, праздник Кита и Оленей.
Затем чукча предлагает отправиться в гости к ещё одному северному народу – эскимосам. Это чудный народ, посилившийся у берегах Аляски,  Северной Канады, на Чукотке и на острове Гренландия. Эскимосы тот народ, у которых в начале 20-го века была уже и мода, и детские сады, и кенгурятники, в которых носили младенцев. Они тоже охотники и основной их промысел – охота на морских млекопитающих.
Дома их разнообразны и из снега – иглу, и постоянные деревянные.
Мы пытаемся построить дом иглу из наших «снежных пластин».


По возвращению из этой поездки, делаем аппликацию – северную сову, как символ мудрости и проницательности.











На третьем занятии мы повторили и закрепили пройденный материал. Те же игры, те же факты, только уже в свободном исполнении.
Из предложенных картинок можно делать тематические карточки мемори, пазлы или просто лото. Нам пока хватило их просто в качестве карточек.
Приятно играть с детьми. Много интересного узнаём сами мы - взрослые. И приходит понимание того, что во взрослой жизни обычный человек привыкает жить в сфере "Мой дом/моя семья/моя работа", а сколько в мие всего есть! Сколко интереснго и требующего внимания - та же экология... мы просто привыкаем "не высовываться" и "быть как все", а мир меняется... в это время...
Меня очень заинтересовала история народа Айну... а так же может быть со многими... Кому интересно, поищите, как одни цивилизации угнетают и истребляют другие. Мне история Айну откликнулась...

Занятие с малышами на тему "Цветы"

Вот растения мы учили, учили, а это оказывается такое огромное царство, что в 3 недели не укладывается.
Собиралась уже и завершить эту тему, но как??? На дворе лето, цветы цветут полным ходом, ароматы какие! как можно себе позволить упустить этот момент и не дать вполную меру насладиться детям природными чудесами?
Вот мы и продолжили изучение растений уже в теме "Цветы"
После организационной части "Ну-ка все, стали в круг" Е. Железновой мы рассматривали картинки цветов, называли их,

Играли в игры на память и внимание "Какой цветок исчез?" (Показываем детям 5-6  карточек с цветами, просим их назвать цветы. Затем просим ребятню закрыть глаза, убираем 1 карточку, а когда крохи глаза открывают, их задача - определить, какой цветок пропал), "Какие цветы поменялись местами?" (всё так же, только вместо того, чтобы забирать карточки, мы просто 2 из них меняем местами. Задача детей, назвать, какие картинки поменялись местами).
Работали в листах А-4, находя и раскрашивая цветы: Какой цветок в правом верхнем углу? какой посередине? какой цветок слева внизу?


рассматривали в букетах

А потом играли в лото запахов. Вот это интересно!!! Детям даём понюхать поочереди все цветы, называя и показывая их. Затем, просим кроху закрыть злаза, понюхать цветок с  закрытыми глазами и определить по аромату, какой цветок это был. 





Затем были игры на мелкую моторику рук и сенсорику: разложить разноцветные "семена" по цвету (камешки жёлтого, зелёного, красного, синего цвета по соответствующим тарелочкам),
высадить цветы на клумбу (мозаика - просто втыкиваем или выкладываем цветы),

каждому цветку своё место на клумбе (разноцветные секторы на кругу и на них выкладываются цветочки на липучках),



Игра "Мандалы" - скачать можно по ссылке. Фото, не успели сделать))

цветы из прищепок




Бабочки прилетели - флексика

Выкладывали цветы из кубиков Никитиных

и даже целые поляны (кто поменьше: поляна красных маков, синих васильков и жёлтых одуванчиков)
Отдельно было лото ароматов: "Чем полезны цветы/травы? Что их них делают?": бутылочки с шампунем, гелем для душа, тюбики с зубной пастой. Увлекательно! Такой себе обычно-необычный пакет, в котором такое знакомое: "У моего папы такая зубная паста!!!" в таком необычном формате - на занятии! для детей неожиданно и с восторгом.
 Шалфей и ромашка успокаивают, плюс, ромашка - антисептик, кора дуба применяется для укрепления дёсен, а отвар крапивы - для волос. Это тот минимум, который мы показали. Ещё рассматривали книгу "Цветы" ещё с моего детства, где и рассказы о цветах, и картинки красивые реалные, и свойства растений описаны. И эти книги из нашего детства, которые узнают многие мамы: "И у меня такая была!".



запах крапивы пришёлся не по нраву))) Зато какая она полезная!
Было много игр в свободном полёте)









побегушек/попрыгушек по травке и по пенёчкам






гусеницы из мыльных пузырей





и творчество: как из мыльных пузырей, так и креативно-новое)))







взято здесь

Да, мы слушали прекрасные поучительные сказки!!!
Сказка про тюльпан "Как тюльпаны стали разноцветными", "Сказка про розу, которая повзрослела", сказка о том, "Как времена года спорили о цветах" и т.п.

Было увлекательно и интересно!

в поисках интересного из творчества, вот что ещё нашла: может, кому-то пригодиться











Наши занятия на свежем воздухе на тему "Растения". Коротко о главном))) всё в фото и коротких комментариях

Итак, вторая неделя изучения растений - это уже время)))
С деревьями и кустами разобрались (на сколько это позволяет возраст без особого углубления, но с самым важным: у дерева есть ствол, а у кустов - только ветки).
Дети уже бегают и называют деревья сами, находят в восторге клевер и подорожник. Им нравится изучать природу, а вместе с тем и свою наблюдательность.
Итак, наш фото-отчёт:
Рассматривали картинки растений и находили эти растения в природе (да, ходили по парку и смотрели, трогали, наблюдали, выискивали дубы, ёлочки, тополя, берёзки, сирень, шиповник, клевер и подорожник)


Знаете, "дуб такой "шершавый"))) хотя, сначала, потрогав его, малыши утверждали, что он "гладенький"))) Вот вам и яркий пример: "Один раз потрогать лучше, чем сто раз услышать"... всё познаётся только через полноту ощущений!!!


 предполагали с какого дерева какие плоды... шишки, ягоды шелковицы и черешни


играли в лото вкусовое (правда ассортимен у нас выдался скудненький... расширимся на следующей неделе, приблизившись к фруктам, ягодам и овощам - классификации).


Играли в наше, всем полюбившееся, лото запахов (ещё бы... там и ваниль, и какао, и ромашка, кофе, мята, корица!!!) - к этому материалу интересно знать, как выглядят продукты до сбора урожая.
И рисовали (ох, рисовать дерево, даже в 4-ре года по образцу - нелёгкая задача... Лиза справилас с 3-й попытки... со второй был интересный куст, но не дерево...)








Меньшеньким-то мы помогали... но понимание "снизу вверх", "короткие, длинные мазки", "примакивание" - уже отложилось у всех))
Проводили опыты: поставили веточку катальпы (это необычное дерево из-за формы стручков иногда называют макаронным деревом, а на его родине - Северной Америке — сигарным деревом) в стакан с закрашенной красным красителем водой. Растение пьёт воду!!!







Много играли пазлами, мозаикой, кубиками Никитиных (сначала по инструкции, затем - "как захотелось")

 а как Вам замки для принцесс/понячек/зайчиков, паркинг для собственного авто???






рисовали, раскрашивали, творили крастоту из цветной бумаги... правда я не засняла... не успела)



вот чем пополнилась наша домашняя коллекция



вот идеи с нета (это из серии "хочу всё и сразу"))):














 Ещё мы просто плескались в воде, пытаясь понять работу шпринцовки))) это не просто осознать, что ТАМ НЕ ПУСТО... ТАМ ЕСТЬ ВОЗДУХ)))



Рисовали круги на асфальте. И превращали их в картинки. Это вообще чудо!!! Детки сами придумали (их всё же было 5, и все творческие): колесо, руль (Патрик), тарелку, мандарин, шарик воздушный, печенье (Лиза), банку с кремом (Полинка), вишни, мяч... нарисовав, бегали, потом по памяти вспоминали, что рисовали... 


Играли мыльными пузырями... И да, было на 1 баночку меньше, чем деток... Проблемная жизненная ситуация).
И надо было делиться и ждать (спокойно и не очень, но постепенно всё, постепенно это даётся).





Лазили по всем пенчкам, дорожкам, переходикам, которые администрация кафе "Гуси-лебеди" с заботой о детках и их развитии, развлечении настроили...


Валялись на простынке, играя в игры и слушая сказки)))





Сказки классные!!! 
1. Маленький помощник (автор Е.Задерецкая)

и выучили стих про одуванчик Знаиды Александровой)))
Одуванчик
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!

Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

Вот так весело прошла наша неделя)





И небольшое послесловие...
Благодарю деток за позитив, искренность, открытые сердца для новых ярких впечатлений и горящие глазки. Благодарю родителей за доверие и за то, что Вы в одной струе с нами)
 Эта неделя  меня научила: отпускать ситуацию, успокаиваться (всё, что не делается - к лучшему, а лучшее случается только в состоянии расслабленности и спокойствия!!!), быть здесь и сейчас (не просто теоретически, а когда сшибает с ног, выбивает из колии, а надо двигаться вперёд, сохраняя внутреннее равновесие), научила доверять миру (а это не просто слово "доверять" - это значит позволить случатся событиям так, как они спланированы кем-то - судьбой/ Богом/ Вселенной, а не нами), верить в себя. Плюс, показало, на сколько крохи - мудрые, сколько в них заложено природой (тут Вам и чувство меры, и самодостаточности, и самосохранения, и взаимоподдержки - и это всё, когда взрослые сдают свои позиции и просто отступают со своей гиперопекой и вездесущностью!!!). Мамочки, все, кто с нами был есть и будет (не важно, физически или пока только виртуально и душой, поблагодарите своих крох от меня... можете и от себя????)!!! Люблю Вас

Неделя развивательно-развлекательного времени с детьми в теме "Растения"

Эту неделю мы посвятили занятиям на тему "Растения". Тема большая (если учить, то учить, а  не скакать по верхам)
Изучать растения мы начали из обзора трав, цветов, кустов и деревьев.
Следовательно, на последующих занятиях будут игры-задания на классификацию.
Раскрашивали...






Затем углубились в изучения деревьев. 
Упражнялись в корректурной пробе.





Путешествовали в лес
и рассматривали деревья,
отвечали на вопросы к картине «Лес», развивали таким образом свою речь, обогащали словарный запас (деревья какие? Высокие ели, стройные осинки, белокурые берёзки, пышные ирывые кусты…)
Смотрели, как прорастает дуб из жёлудя и наблюдали корень у жёлудя



и сеяли семена капусты (пусть не дерева, но всё же растения)

"встречали" лесных жителей

и делали им подарки (заготавливали ягоды для ежей

, ежам с иголками помогли – скрепки




, делали бусы-украшения для понравившегося животного)

учились слушать сказку "Волшебный лес" Марии Шкуриной, находить ответы на поставленные к ней проблемные вопросы, пересказывать (о, это было сложно... но возможно!)
Разучивали стих методом пиктограм: Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.


Просто играли...










потом делали картины.
Делали кляксы, раздували их и рисовали получившимся кустам листики ушными палочками







лепили из пластилина целые сюжеты












и дедали аппликацию


Следующая неделя - будем продолжать изучать растения. Их Царство необыкновенное) Ещё кусты, цветы, травы остались не тронуты...
Самое интересное, что все наши занятия приближают к ребёнку мир природы: изучили насекомых - дети уже их меньше боятся, больше наблюдают, замечают вокруг и говорят кто это. Вчера после занятия идём с Лизой домой, а она мне: "Это берёзка стоит. А что эт за дерево?" ну не все деревья мама знает... пообещала разобраться) рябину, клён, акацию рассмотрели... так мы в и ходим теперь... останавливаясь возле каждого дерева)