Анкета-опросник "Распределение семейных ролей" для работы с супружескими парами

Распределение ролей в семье. Методики исследования семейных отношений. Задачу создания компактного опросника, предназначенного для диагностики распределения супружеских ролей в семье реализовали  Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская. Ими были выделены основные внутрисемейные роли, наиболее полно характеризующих современную семью. Предлагаемая методика позволяет за минимальное время выявить представления супругов о ролевой структуре их семьи. Она компактна, формализована и легко может быть использована как в исследовательской программе изучения психологии семьи, так и в коррекционной работе. Опросник состоит из 21 вопроса, время прохождения теста не ограничивается. На все вопросы методики необходимо ответить обоим партнерам, не обсуждая свои ответы друг с другом во время прохождения теста.
Методика "Распределение ролей в семье".

Опросники исследования семейных отношений: 

Инструкция Просим вас и вашего супруга(у) ответить независимо друг от друга на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации вашей семейной жизни. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов. Выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере соответствует вашей точке зрения, и отметьте его напротив соответствующего ответа.
 Вопросы к методике "Распределение ролей в семье": 
1. От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи?
A. В основном это зависит от мужа.
Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже.
B. Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже.
 Г. В основном это зависит от жены.
2. От кого из вас в большей степени зависит настроение в семье?
А. В основном настроение зависит от жены.
Б. В большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже.
В. В большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже.
Г. В основном настроение зависит от мужа.
3. Если возникнет необходимость, кто из вас в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег?
A. Это сделает жена.
Б. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.
B. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже.
Г. Это сделает муж.
4. Кто в вашей семье чаще приглашает в дом гостей?
A. Чаще приглашает муж.
Б. Обычно приглашает муж, но и жена тоже.
B. Обычно приглашает жена, но и муж тоже.
Г. Чаще приглашает жена.
5. Кого в семье больше заботит уют и удобство вашей квартиры?
A. В основном мужа.
Б. В большей степени мужа, но и жену тоже. 
B. В большей степени жену, но и мужа тоже.
Г. В основном жену. 
6. Кто из вас чаще первым целует и обнимает другого?
A. Обычно это делает муж.
Б. Обычно это делает муж, но и жена тоже.
B. Обычно это делает жена, но и муж тоже.
Г. Обычно это делает жена. 
7. Кто в вашей семье решает, какие газеты и журналы выписывать? 
A. Обычно решает жена. 
Б. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже. 
B. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже.
Г. Обычно решает муж. 
8. По чьей инициативе вы чаще ходите в кино, в театр? 
A. По инициативе мужа. 
Б. В основном по инициативе мужа, но бывает, что и жены. 
B. В основном по инициативе жены, но бывает, что и мужа.
Г. По инициативе жены. 
9. Кто в вашей семье играет с маленькими детьми? 
A. В основном жена. 
Б. Чаще жена, но и муж тоже. 
B. Чаще муж, но и жена тоже.
Г. В основном муж. 
10. От кого в вашей семье зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями? 
A. В основном это зависит от мужа. 
Б. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже. 
B. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже.
Г. В основном это зависит от жены. 
11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях; как вы считаете, от кого это может зависеть в вашей семье (вольно или невольно) в большей степени? 
A. Чаще от мужа. 
Б. Обычно от мужа, но и от жены тоже. 
B. Обычно от жены, но и от мужа тоже.
Г. Чаще от жены.  
12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) являются определяющими в вашей семье? 
A. Жизненные принципы жены. 
Б. Как правило, жены, но в некоторых случаях и мужа. 
B. Как правило, мужа, но в некоторых случаях и жены.
Г. Жизненные принципы мужа. 
13. Кто в вашей семье следит за поведением маленьких детей?
A. В основном это делает жена.
Б. Чаще это делает жена, а иногда и муж. 
B. Чаще это делает муж, а иногда и жена.
Г. В основном это делает муж. 
14. Кто в вашей семье ходит с ребенком в кино, театр, на прогулки и др? 
A. В основном это делает муж. 
Б. Чаще это делает муж, но и жена тоже. 
B. Чаще это делает жена, но и муж тоже.
Г. В основном это делает жена. 
15. Кто в вашей семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого? 
A. Муж. 
Б. В большей степени муж, но и жена тоже. 
B. В большей степени жена, но и муж тоже.
Г. Жена. 
16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих из вас появилась возможность сменить работу на более высоко оплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь? 
A. Это сделает жена. 
Б. Скорее жена, чем муж. 
B. Скорее муж, чем жена.
Г. Это сделает муж. 
17. Кто в вашей семье занимается повседневными покупками? 
A. В основном муж. 
Б. В большей степени муж, но и жена тоже. 
B. В большей степени жена, но и муж тоже.
Г. В основном жена. 
18. Кто в вашей семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого? 
A. Муж. 
Б. В большей степени муж, чем жена. 
B. В большей степени жена, чем муж.
Г. Жена. 
19. Если в вашей семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займется поисками дополнительного заработка? 
А. Это сделает муж. 
Б. В первую очередь это сделает муж, но и жена примет в этом участие. 
В. В первую очередь это сделает жена, но и муж примет в этом участие.
Г. Это сделает жена. 
20. Кто в вашей семье планирует, как и где провести отпуск? 
A. В основном жена. 
Б. Чаще жена, но и муж принимает участие. 
B. Чаще муж, но и жена принимает участие. 
Г. В основном муж. 
21. Кто в вашей семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ведет с ними переговоры? 
A. В основном это делает жена. 
Б. Чаще это делает жена, но иногда и муж.
B. Чаще это делает муж, но иногда и жена. 
Г. Обычно это делает муж.
Обработка результатов сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой).
Ключ к методике "Распределение ролей в семье"  Поскольку роль ответственного за младенца для большинства семей является временной, в опроснике были операционализированы только оставшиеся семейные роли. Каждой роли в опроснике соответствуют три вопроса:
1.       Воспитание детей — вопросы 9, 13, 14.  
2.       Эмоциональный климат в семье (роль семейного "психотерапевта") — вопросы 2, 15, 18.
3.       Материальное обеспечение семьи — вопросы 19, 3, 16.
4. Организация развлечений — вопросы 20, 8, 4.
5. Роль "хозяина", "хозяйки" — вопросы 17, 5, 21.
6. Сексуальный партнер — вопросы 10, 6, 11.
7. Организация семейной субкультуры — вопросы 1, 7, 12.
Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первому варианту ответа (А) приписывается 1 балл, второму (Б) — 2 балла, третьему (В) — 3 балла, четвертому (Г) — 4 балла. В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т.е. в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 А = = 4 балла, Б = 3 балла, В = 2 балла, Г = 1 балл. Подсчет по сферам (с первой по седьмую) ведется следующим образом (в скобках — номера вопросов, на их место надо вписать количество полученных по данному вопросу баллов): 1) (9 + 13 + 14) : 3 = 2) (2 + 15 + 18) : 3 = 3) (19 + 3 + 16) : 3 = 4) (20 + 8 + 4) : 3 = 5) (17 + 5 + 21) : 3 = 6) (10 + 6 + 11) : 3 = 7) (1 + 7 + 12) : 3 = Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — тем больше реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени. Так как в опросе принимают участие оба супруга, то представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы. Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.
Интерпретация результатов методики. 
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое название этой роли — "кормилец". Многочисленные данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реализация в большой степени лежит на плечах мужа.
2. Распределение ролей "хозяин"—"хозяйка". Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.
3. Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.
4. Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе. Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок — мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.
5. Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.
6. Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.
7. Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.
8. Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значительное снижение значимости родственных связей, причем если молодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных отношений, то пожилые считают, что родственных отношений сейчас далеко не достаточно.
9. Роль "психотерапевта" является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, — выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

Статистические результаты практического применения методики: Обнаружено, что с ростом брачного стажа у благополучных пар происходит нивелирование (увеличивается сходство друг с другом), согласование способов межличностного реагирования супругов. Межличностные отношения супругов в благополучных парах с ростом брачного стажа становятся более ровными, гармоничными, спокойными, согласованными. У супругов неблагополучных пар больше различий в способах взаимодействия, т.е. у них наблюдаются серьезные различия именно по тем параметрам, где для семейного сотрудничества необходимо сходство показателей. С ростом брачного стажа эти семьи не отличаются согласованностью, гармонизацией межличностных отношений. На психологическом уровне супружеские отношения в процессе становления претерпевают довольно серьезные изменения, наибольшая трансформация социально-психологического уровня супружеских отношений происходит на 4—5-м году супружества. Становление супружеских отношений на этом уровне имеет следующие особенности. В начале супружества ролевая структура семьи еще не определена, так как многие семейные функции молодые супруги стараются выполнять вместе. Второй период супружества — время большей формализации в распределении ролей. Муж реализует функции материального обеспечения и сексуальных контактов, жена — воспитатель детей, хозяйка, эмоциональный психотерапевт семьи. Организацией развлечений и семейной субкультурой занимаются оба супруга. К 6 —7 годам супружества в основном закрепляется традиционное распределение ролей. Муж отвечает за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения, жена — за воспитание детей, эмоциональный климат семьи, организацию развлечений, ведение хозяйства и, по мнению самих жен, еще за семейную субкультуру, хотя мужчины считают, что эту функцию они выполняют поровну. В благополучных парах роли согласуются более четко с большим участием мужчин в семейных дедах, а в неблагополучных парах нет определенной договоренности по поводу распределения ролей, и женщины в таких семьях более загружены семейными обязанностями по сравнению с женщинами из благополучных пар, что приводит к снижению удовлетворенности браком.

В работе с семьёй, которая пришла на консультацию с запросом "ребёнок себя плохо ведёт" - этот опросник прекрасно показывает причины детского непослушания. Плюс, даёт возможность родителям что-то изменить.

Всю статью с опросником полностью взяла с прекрасного сайта "Психология Счастливой жизни", которым он был... Коллеги-психологи, на этом ресурсе есть много прекрасного, доступного материала для практической работы. Появившиеся "астрономы" и "гадалки" на нём - это уже вопрос чести "новых владельцев" сайта. Но, пока у нас есть возможность пользоваться наработанными ранее материалом...

Психотехники Анализ своей успешности

Когда как не в начале года пришедшего стоит сделать анализ своей успешности как личности и профессионала, успешности своей жизни в целом?
Каждый год стоит подвести итоги года уходящего и наметить планы на будущее. Но есть ещё и наше внутреннее, что может нам помогать или мешать в достижениях и в чувстве гармонии. С этим внутренним (это наш ресурс) и нужно поработать.
Предлагаю вот эти простые, но очень эффективные упражнения, которые нашла в сети интернет на разных ресурсах и применяю как для себя, так и в работе.
Упражнение "Приоритеты"
Этап первый: необходимо вспомнить и написать всё, что Вы делали
в течении последних 24 часов поминутно - хороший самоотчёт. Этап второй: после того, как  всё записали, необходимо расставить приоритеты по каждому пункту. Например, можно выделить приоритеты «A», «B» или «C». К «А» относятся основные, жизненные цели или наивысшие приоритеты человека. «B» указывает, что этот вопрос должен быть решен, но он не относятся к жизненно важным целям. «C» указывает на то, что это задание можно на некоторое время отложить или, возможно, не требуется делать в первую очередь.Этап третий: после того, как будет составлен список, необходимо указать, сколько было потрачено времени на «А» приоритеты. 

Затем, если Вы делаете это с группой, обсудите важность ежедневной работы над «А» приоритетами, избавляясь от «C» приоритетов.1. Кто потратил больше всего времени на «C» приоритеты?2. Кто потратил больше всего времени на «B» приоритеты?3. Кто потратил больше всего времени на «А» приоритеты?4. Насколько важна каждая из этих групп?5. Помогите участникам найти баланс между рабочим и личным временем.6. Могут ли люди вспомнить все, что они делали вчера? Если нет, то возможно, они не эффективно использовали свое время?
Если же проводили сами себе такой анализ, то на все вопросы отвечаете себе сами и делаете выводы: на что тратится Вами времени больше? На сколько это эффетивно, что можно было бы поменять с целью повышения собственной эффективности (если такова нужна или в чём-то Вам поможет)

Упражнение "Методика Дельфи + Стратегия творчества Уолта Диснея"
Каждый человек может пребывать в состоянии Мечтателя, Критика или Реалиста. Обычно все три состояния в людях проявляются одновременно.
Все инициативы губятся критиками на корню. Ноу-хау этого метода – разделить состояния со времени.
Используется таблица (надо заранее распечатать бланки для каждой минигруппы по 1 штуке и в запас). Горизонтальный лист А4:
Исходная проблема Предполагаемые причины 
Мечтатель (идеальные решения проблемы: никакой критики); 
Критик (проблемы решений, предложенных Мечтателем); 
Реалист (взвешенное решение с учетом мнений Мечтателя и Критика)
1. Исходный материал – список актуальных проблем (напр., результаты мозгового штурма). Три мини-группы, каждая получает примерно равное количество проблем (минимум по 5, лучше по 8).
2. Команда переносит с доски «свои» проблемы, анализирует причины во втором столбике.
3. Когда все команды завершат, передают листки по кругу. Теперь они «Мечтатели», пишут идеальные решения. Только оптимизм, никаких проблем. Важно последовательно (всем участникам одновременно!) переходить из одного состояния в другое.
4. Когда все команды завершат, передают листки по кругу. Теперь они — «Критики» (конструктивные!), и пишут, почему в их реальных условиях нельзя реализовать то, что написали «мечтатели».
5. Когда все команды завершат, передают листки по кругу. Теперь они — «Реалисты». Читают все предыдущие столбики, на основе всего написанного выдвигают взвешенное решение.
6. По итогам – решения зачитывают и обсуждают, планируют шаги по реализации.




Уражнение "Мои недостатки и мои достоинства"
Теперь давайте поработаем с некоторыми нашими недостатками и привычками, которые нам помогли выявить пройденные тесты, и с теми, о которых вы хорошо знали еще и до начала прохождения тестов.
Для этого возьмите лист бумаги и разделите его на две половинки. Слева в колонку «Мои недостатки» предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, именно сейчас. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя, заполняя левую часть таблицы, недостатки есть у всех, и в этом нет ничего страшного.
Мои недостатки
Мои достоинства
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
5.

После этого напротив каждого недостатка, о котором вы вспомнили и который внесли в список, напишите одно из своих достоинств, то есть то, что можно противопоставить недостатку, что есть у вас в данный момент и что принимают в вас окружающие люди. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам отводится 5 минут.
Резюме. После того, как вы заполнили таблицу, постарайтесь подумать, почему вы написали именно тот или иной недостаток, то или иное достоинство. Постарайтесь проанализировать, в каких ваших действиях, поступках они проявляются, в какой степени они вам помогают или же мешают в жизни.
Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед. Четко определяйте свои недостатки и достоинства, так как это способствует успеху при осознании себя и достижении целей.



И последнее упражнение "Самоанализ происходящего в моей жизни"



Желаю всем, чтобы было время на себя, на свой личностный рост. Тогда результативность в разы повышается и от этого выигрывают все!

О диагностических характеристиах при использовании проективных методик с образом дерева

  • Ранее писала пост о "Терапевтической работе с образом дерева", в котором описывала конкретные упражнения. Теперь, готова дополнить сказанное некоторыми диагностическими показателями. И новыми раскрасками на эту тему.





















  • И вот, что пишет Диана Сагалаева - наш психолог, которая тоже работает со мной в центре и знает нечто из проективных методик.
  • Это раскошное дерево в цветах с ооочень развитой корневой системой(хорошее заземление, стоит на своих ногах а также мощная связь и поддержка Рода). Там много еще всего конечно. Причудливое дерево с глазами больше похожее на инопланетянина, которое говорит о нестандартности человека (как не от мира сего): он думает и живёт, НЕ ТАК КАК, ВСЕ (это е значит, что еправильно или плохо - просто по-другому). Дерево с птицами и листкми больше похожими на денежные купюры - для человека наиболее значимо материальное положение. Дерево с червяком и улиткой - интерпретация обитателей ооочень интересно: потребность в ком-то, кто разрушает или наоборот помогает (в зависимости от того, как себя ведут эти "сожители"). Плакучая ива - депрессивная тема. Важно - не хотят ли они дорисовать еще что-нибудь от себя. Так в некоторых рисунках деревья как бы висят в воздухе, совсем не проростая куда-то плотно в землю, она лишь подразумевается (отрыв от семьи, кочевой образ жизни). Так вот есть ли порыв как-то укрепиться, конечно без инструкций со стороны диагноста. Интересное дерево, как будто круговое - где корни сплетаются с ветвями образуя как бы круг. Тут разу возникает ощущение какой-то спутанности ролей. Так, если по Хеллингеру разбирать родовое главенство, то это дерево как бы говорит что роли спутаны и кто-то в роду может жить не свою жизнь, а какого-нибудь предка из Рода. Соответственно желания и ожидания от жизни одни - а в реальности абсолютно обратная картина. Отсюда и апатия, и депрессия и беспричинная грусть и разчарование. Еще дерево у которого опадают листья (что мешает человеку? возможно, это указывает на болезнь или отрешение от чего-то). Еще некоторые на ветках, некоторые в полете на землю и много уже и лежит. Тоже интересно, особенно как человек картину охарактеризует, что это для него.
  • Ель - вообще без нее никак. Дерево которое ооочень сильно защищает свое пространство, есть иголочки, то возможна вербальная и др проявления агрессии
  • Замысловатое дерево где каждая ветка как отдельное дерево
  • Обильная яблоня
  • И Пальма - чем вам не дерево для демонстративной нарциссической личности ну и фаллический символ, куда ж без него.
  • Важно, что говорит о самом дереве человек, и как он собирается его приводить к жизни (это планы по улучшению своей жизни).



Перейти в конец истории

Проективный тест "Дерево"

Ранее писала 2 поста о психотехнике "Дерево" в направлении работы с метафорическими картами и  о практической терапевтической работе с образом дерева.
Теперь отыскала в интернете (ссылка в конце поста) полный вариант проективного теста "Дерево" на определение индивидуальных особенностей человека. И, добавив его к себе в копилочку тестов, делюсь.
Ещё не проводила, но знаю, что пригодиться.
Цель: определение индивидуально-типологических особенностей человека.
Стимульный материал: лист бумаги формата А-4; ручка или карандаш.
Целевая аудитория - испытуемые от 5 лет и до...
Форма проведения - индивидуальная или групповая.
Инструкция: "Нарисуйте, пожалуйста, дерево. Оно может быть любым".

Интерпретация I ("типология рисунков")

Дерево-ель.  Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность. Чем более детально нарисована (до иголочек), тем ответственнее человек, тем больше ему важны детали.
Схематическое изображение дерева (упрощенная схема ) — это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для них детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый "синтетический когнитивный стиль".


Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева


Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева
На рис. 3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному.
 "педантичное". Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный стиль".      
"зимнее". Для 4-ого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.
"пикническое". Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
"эстетическое". Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетичеcкое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.
Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.
 "пальма", "экзотический тип". Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.
"характерное дерево". Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.
"сюжетный" - рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев. Также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д.
Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.
Интерпретация II ("психология деталей")
К тому же, тест "Дерево" в его данной модификации, может говорить и о многом другом в своих деталях:.
- сильная штриховка на деревеговоритт о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.
- дополнение картины гнездами, птицами и другими животными характерно для лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево — чей-то дом. Для таких людей характерно стремлений ухаживать за животными, растениями.
- наличие на дереве плодов говорит о, стремлении человека к результативности в деятельности.
- дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции.

Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.
Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контрвопросом и др. "Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень". Можно иногда услышать комментарий: "Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую". Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также, часто — дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
Слишком мелкое изображение свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).
Слишком большие размеры изображения —внутренняя раскованность, свобода.
Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы.
Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.
Комментарий к тесту
На рис. 9 выполнен тест "Рисунок дерева". Наиболее примечательными чертами изображения являются:
1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой.
2. Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям — стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир "свежим взглядом".
3. Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске "своих корней".
Интерпретация III теста "Дерево" 
(комплексная, по Рене Стора; перевод с французского   Н. С. Потолицыной)
Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х —80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек — от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: "Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку". Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова "еще", которое может послужить стимулом к  повторению изображений предыдущего дерева.)
Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.
В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать "дерево  мечты" (т. е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что "дерево мечты" позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.
Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие.
Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т. д.
Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.    
Интересы: интеллектуальные, художественные.
Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т. д.
Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость
Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. п.
Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание.
Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:
I.1-6 — свобода от инструкции;
II.6-10 — почва;
III. 10-15 — корни;
IV. 15-22 — симметрия;
V. 23-26 — кресты;
VI. 26-35 — положение на странице;
VII. .35-69 — форма листвы;
VIII. 69-78 — штриховка;
IX. 78-97  — ствол;
X. 97-101  — общая высота дерева;
XI. 101-113 — высота кроны;
XII. 113-120 — ширина кроны;
XIII. 120-125  — выступающие части;
XIV. 125-146 — особенности линий;
XV. 147-149 — разные признаки.             
Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.
В последние годы, как мы видим тест "Дерево" претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.
Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности автора рисунка.
тест нашла на сайте "Ваш психолог"


Терапевтическая работа с образом дерева

Все проективные упражнения (символдрама, метафорические карты, психочинтез, психоанализ, упражнения из гештальт-терапии и т.п.) - это работа с нашим подсознательным.
Легко и ненавязчиво мы приходим к тому, что нас тревожит, пугает, напрягает, вводит нас в дисбаланс. Работа с подсознательным с помощью проекции - хорошее подспорье в разрешении многих психологических трудностей.
Одним из таких проективных образов есть образ дерева. Почему-то именно дерево несёт в себе такую ментальную силу, которая у нас ассоциируется с семьёй, матерью (символдрама) и нами самими (метафорические карты). И рекомендован этот образ в работе, направленной на налаживание отношений в семье, отношений с матерью, восстановление связи с родом,  разрешение внутриличностных конфликтов.



Упражнение 1.
В работе со взрослыми
Если мы работаем над улучшением взаимоотношений с матерью, то предлагаем клиенту расслабиться (проводим аутотрененг на расслабление) и совершить поход в долину, где растёт дерево. 
Вариант 1.
Какое оно? Опишите. какой у него ствол? ветки? есть ли листья, цветы, плоды. Что вы чувствуете к этому дереву? Нуждается ли оно в уходе? Какая вокруг него земля? Нужно ли её вспушить, полить? Если да, то сделайте это. Что вам может дать это дерево? У вас есть за что быть ему благодарным? 
Затем следует обсуждение.
Вариант 2
После того, как человек представил дерево, ему можно предложить выбрать подобное из предложенных распечатанных на листах формата А-4











Затем стоит уделить внимание вопросам:
1. Почему именно это дерево вы выбрали?
2. Чем особенное это дерево?
3. Какое оно? Чего ему не хватает?

После этого отводим 15-20 минут на то, чтобы клиент дорисовал дереву то, что, по его мнению, украсит жизнь этого дерева.
И снова обсуждение.
1. Что Вы добавили/дорисовали?
2. Почему именно это?
3. Как это отразится на дереве?
4. как бы вы его теперь назвали? (возможно дерево жизни, любви, терпения, самодостаточности, гармонии и т.п.)

В тот момент, когда клиент отвечает на вопросы, мы можем уже слышать рассказ о самом человеке или о понимании его того, какой является его мама для него.

В работе с детьми
Упражнение 2
Проводить аутотрененг с детьми не рекомендую, поэтому детям мы сразу предлагаем выбрать дерево и дорисовать его.
Затем предлагаем ответить на вопросы:
1. Как себя чувствует дерево?
2. Что у него есть? (отсутствие корней говорит нам об отсутствии чувства опоры, стабильности, связи с матерью)
3. Есть ли на дереве голые ветки? (их присутствие говорит о конфликте с мамой, о недостаточной эмоциональной близости)
4. В твоих руках жизнь этого дерева. Что ты хотел бы для него сделать? как можно оживить сухие ветки? 
Дальше идёт обсуждение того, что можно сделать для дерева: полить, вспушить, пересадить, побелить, подвязать ветки, оградить и т.п.

Упражнение проводится не единоразово. Оно требует повторения при каждой встрече до тех пор, пока она стабильно не станет здоровым, крепким, полным сил, энергии.

Упражнение 3.
Хорошо в работе с детьми и их родителями практиковать совместную работу. Просим их нарисовать на 1 листе (или на прозрачном мольберте) столько деревьев, сколько членов семьи. Каждый при этом рисует своё дерево. Затем идёт обсуждение того, как уживаются деревья, что они чувствуют, как им живётся вместе. Что нужно для каждого дерева? Как это можно было бы реализовать?
По ходу обсуждения рисунок можно дорисовывать, подправлять.
По завершению этого упражнения, проводится рефлексия чувств, которые возникали по ходу работы.

Упражнение 4
В работе как с детьми, так и со взрослыми хорошо зарекомендовало упражнение "Взрости дерево"
Даётся задание: на листе формата А-4 нарисуйте 3 дерева: маленькое, чуть больше и самое большое. Это одно и то же дерево, только в разное время: когдо оно было маленьким, потом, когда оно немного подросло, и когда оно уже большое, взрослое. Расскажите, каким оно было, как оно росло, что чувствовало на каждом этапе своего роста.
Для детей это уражнение хорошо выполнять в команде родителей совместно.

Если мы работаем над примерением внутриличностных конфликтов человека, то сперва стоит провести упражнение "Представь себе дерево", а затем работать уже над его совершенствованием.
Выбираем из предложеных деревьев своё и дорисовываем его так, чтобы дереву было хорошо, отмечая каждую деталь рисунка.