Немного размышлений на тему: "кем мы видим в будущем своих детей"

Буквально вчера, гуляя на площадке с Елизоветушкой (да, она у нас вот уже меся как не Лиза, а Елизаветушка - ребёнок так сам решил... мне перестроиться никак не удаётся и иногда обращаюсь к ней Лиза, на что меня постоянно чудо-чадо поправляет), наблюдала, как разные родители относятся к своим деткам. Как они с ними играют ли не играют, позволяют и не позволяют... И вот делюсь своими с Вами наблюдениями, ведь отношение к маленькому человечку формирует его установки, с которыми он пойдёт в жизнь... Интересно?
И мне тоже)))

Наши родители - большинство, с восторгом и заботой относятся к своим детям. Они их любят и умеют выражать свою любовь. Как? в доверии и вере в них.
Площадка, на которой мы гуляли, не в очень хорошем состоянии. Впрочем, всего лишь не хватает одной досточки на площадке, на которую детки поднимаются по ступенькам. Во всём остальном (горка, спуски/подьёмы) вполне нормальные. И вот здесь собралось много чудо-чад разного  возраста. С самыми крохами (от годика, которые уже как-то ходят сами) мамы/папы вместе лазают по этим переходам, повзрослее шустрики (от 2,5-х лет) - сами поднимаются/спускаются, а родители или рядом, внизу страхуют кроху, или уже могут позволить себе наблюдать детей со скамеек. При том, в этом движении все уступают друг другу, знакомятся, тут же придумывают игры и занимают свои роли, в которые взрослые не вмешиваются. С этими родителями и детками всё супер! Есть доверие, есть вера в силы ребёнка, в его мудрость и потенциал. Думаю, родители этих деток видят в них людей в первую очередь.
И вот пример отношения другого: На площадку врывается мальчик возрастом, приблизительно, 2,5. Он к площадке, к ступенькам, за ним мама, папа, и няня (может, конечно просто молчаливая бабушка) с коляской!!!: "Куда??? стой!" мама берёт его за руку, поднимается с ним на 2 ступеньки, видит отсутствующую планку... "Ужасная поломанная площадка! Идём отсюда!", мама всем раздаёт распоряжения, вытаскивает малого с площадки (он кричит). Уходят кататься на машинках, где его посадили, пристегнули, покатали, вынули. Ребёнок заинтересовался лошадью... Опять: "Опасно!". Люди, ребёнку больше 2-х лет и он в колясе!!! летом!!! на прогулке!!! он плохо ходит, а они переживают, что "Ужасная площадка!!!" На минуточку, на этой ужасной площадке по ступенькам поднимаются и спускаються крохи полуторалет!!!
Думаю, в этой семье "ещё не думали, кем будет ребёнок когда вырастет, он же ещё маленький")) Интересно, а он когда-то вырастет???
Возвращаемся домой через парк. Да, на площадку доходят далеко не все семьи))) Некоторые "падают на скамейки" с пивом и рыбой у входа... Дети там чем-то мешают, они шумят или просто движутся (не сказать, что прыгают и носятся, как Елизаветушка иной раз), но уж не сидят как взрослые, это точно... На них грымают и показывают им лозинку... Кем видят эти родители своих детей в будущем? Скорее всего они их просто не видят. И да, в этих семьях иногда вырастают нормальные люди (ребёнка же не видят, значит и программу не вкладывают... если только не говорят "ты некчема" и т.п.)!!! Если у маленького человечка хватит той мудрости в жизни, которую ему подарила природа, заложил Бог, и если ему в жизни встретятся хорошие, добрые люди, которые покажут как может быть по-другому.
Мы не можем знать, что нам или нашим детям заготовила судьба. Мы не можем составить идеальную программу жизни для своих чудо-чад, ведь и мы не идеальны, и наше мировосприятие - это только наше понимание того, как должно быть.
Но приблизительно, мы же знаем каким человеком хотим видеть своего ребёнка: уверенного в себе (тогда меньше ругайте, откажитесь от наказаний и криков, принимайте его таким, какой он есть и не проэцируйте на него свои глобальные мечты-ожидания), способного любить (любите его всем сердцем), честного (будьте сами честными во всём), успешного (хвалите за реальные достижения, поощряйте начинания и вовремя сумейте передать ему ответственнось). И всё, что Вы ещё себе напридумывали... только через призму своих достоинств.

Организация развивающего пространства. Как это делаем мы.

В этом посте о развивающем пространстве для детей дошкольного возраста.
Прочитав пост Оксаны Дмитриевны "Развиающая среда Реджео педагогики", проникшись чудом организации пространства для развития творческой личности, подумалось: чего ещё нет у нас? Стремиться есть к чему, но есть и свои достойные нароботки, которые привели к некоторым моим выводам. Об этом и хочу делиться сегодня.

В нашем центре проводятся целенаправленные заняия и есть место игре, творчеству, самостоятельности.


Итак, принципы, которым мы следуем:
- безопасность и рациональность
- ребёнку должно быть комфортно в той среде, в которой он находится
- у ребёнка должен всегда быть выбор: чем заниматься, чего хотеть сейчас и чем играть
- ребёнку можно всё брать, всем играть, но при условии, что он соблюдает экологию других
- мобильная среда
А теперь более детально.
Безопасность и рациональность
Безопасность заключается в том, что пространство большое (детям есть где побегать),
игрушки только качественные, мебель только с закруглёнными углами, самодельные пособия для мелкой моторики рук (бусины, скрепки, лото запахов), плюс веточки, палочки, только на полках педагогов (на достойной высоте) и детям даются исключительно целенаправленно, в ходе занятия и с последующим контролем.

То, что доступно:




 Полка творческого беспорядка))) лото, карточки Домана, настольные игры, игры для чтения и математики, книги, пазлы, цветная бумага и т.п.

То, что нужно спросить, взять, сесть за стол и играть в присутствии педагога (или мамы/папы)
Ребёнку должно быть комфортно в той среде, в которой он находится
Чтобы крохе было комфортно, у него должно быть достаточно пространства для самовыражения. Этого не может быть в комнате 10 кв. метров, где 7 детей + столько же мам и педагог!!! Дети начинают плакать уже от того, что их личное пространство нарушается (видела, было жудко). НО СКОЛЬКО У НАС ОТКРЫВАЕТСЯ ТАКИХ "ЛУЧШИХ" ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ!!! аренда дорого? нет, лучше же разделить 30 кв.метров на 3 комнаты и в каждой проводить занятие!!! так выгодней... но есть ли толк для детей??? вряд ли...
В нашей моделе развивающего пространства 5 кв. метров на 1 ребёнка и его маму.
Кроха должен чувствовать свою защищённость на занятии. Поэтому до 2 лет - только с родителями!!!

С 2 лет, если он уже хорошо знаком с педагогом, испытывает к нему доверие, спокойно "отпускает маму по делам", то можно и в группе деток с педагогом.

Тепло, комфорт помещения, разнообразие пособий, игрушек в доступной форме, хорошее отношение педагога - это всё тоже к комфорту.

У ребёнка должен всегда быть выбор: чем заниматься, чего хотеть сейчас и чем играть
Если это хороший развивающий центр, то в нём у ребёнка всегда есть выбор. Есть масса тематических игрушек, разнообразные конструкторы, в доступной форме песочница, книги, настольные игры, природный материал (каштаны, жёлуди, фасоль, листики), краски, пластилин, карандаши, фломастеры и т.п. и всем этим ребёнок может пользоваться здесь и сейчас. И когда ребёнок уходит от того, что ему предлагает сейчас педагог, значит его актуальная зона развития сейчас там. Ему сейчас там нужнее быть, чем слушать то, что ему НАВЯЗЫВАЮТ". И "броунвское движение деток"  во время "занятия"- это я так называю, в возрасте до 3 лет - это норма. Хуже, когда кроха 2 лет 40 минут выполняет всё, что ему говорит педагог. Почему хуже? потому что так мы взращиваем послушных детей с отсутствием инициативы и самостоятельности. Разве не дико, что двухлетка 40 минут  ничего не хочет САМ?
И по этому поводу: ни смотря ни на что, в районовских садах (там, где всё для детей, а не для комиссии) этого больше, чем в развивающих центрах на занятии длительностью в час и только по тем пособиям, которые "педагог выносит из-за двери". Объясняю почему. В саду у детей есть выбор: чем играть вне занятия и как играть (естественно, научаясь делиться, договариваться, убеждать и т.п.). Если же это развивайка, и занятие в час, в который пытаются впихнуть ребёнку всё невпихаемое, но зато ПО ПЛАНУ, у ребёнка выбора нет. ОН ДОЛЖЕН играть тем, что ему предлагают.
Если же дитю есть чем заняться, он развивается в игре с правильно подобранной и рационально организованной  развивающей средой. Опираясь на педагогику Монтессори, основная мысль которой "Всё познаётся через практику, манипуляции с предметами максимально приближёнными к взрослой реальности и предоставленными в свободной и доступной форме детям" мы предоставляем ребёнку массу игр, игрушек в доступной форме с правом самостоятельной игры и выбора деятельности.
Отталкиваясь от развивающей педагогики Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, которые отводили большую роль педагогу как организатору проблемного обучения детей ("Всё, что сейчас ребёнок делает с педагогом, потом он станет делать сам" Л.С. Выготский про зоны ближайшего развития) мы строим наш развивающий процесс так, чтобы крохи постоянно были в поиске ответов на поставленные вопросы (умение ставить вопросы - это отдельная работа с детьми - статья Е.М. Грединаровой). Задача педагога организовать познавательную деятельность, интересно построить  занятие, чтобы дети были увлечены.
Да, не скрою, трудно... да, когда надо прийти к хорошему результату, легче просто учить (учить заучивать)...  Развивать стоит логику, а не только память.
Что имеем мы? Дети с радостью бегут к педагогу, интересуются тем, что им предлагается 10-20 минут крохи от 2 лет до 3, и 30-40 минут дети от 3 лет до 5-ти. После чего они уже жаждут играть самостоятельно. И ИМЕЮТ НА ЭТО ПОЛНОЕ ПРАВО!!!
Ребёнку можно всё брать, всем играть, но при условии, что он соблюдает экологию других
Отечественные педагоги отводили большую роль коллективу как среде в развитии и обучении. Поэтому, даже если на занятии или в игре между детками возникают споры, мы останавляваемся, прерываемся и уделяем внимание научению детей эмпатии, умению выслушать другого плюс, быть самодостаточными, чтобы учиться для себя, а не ради мамы или поощрения в виде наклейки, конфетки.
К этому же вопросу: не поддерживаю я индивидуальные занятия с детьми, если к этому нет медицинских предписаний. Видела "звёздных" детей, которые "всё знали, всё могли" (читать, писать) после индивидуальных занятий и видела как они всё это теряли за месяц в группе детей. Почему? потому, что индивидуалное занятие не продполагает умения ждать такого же ребёнка, слушать и слышать своего одногруппника/одноклассника, пока тот договорит, дочитает. Нет навыка следить за работой другого (чтение). Такой "звёздный" ребёнок, попав в среду других детей не умеет работать в группе. Он начинает впервые сравнивать свои возможности с другими и теряется. Индивидуальное обучение оправдано, если и школьное образование ребёнок будет получать дома, или если это просто дополнительные занятия к общим, чтобы понять суть предмета.
Мобильность
Современный мир достаточно изменчив. Он требует и от детей не только умения приспосабливаться в условиях изменений, а и производить эти изменения в свою пользу самостоятельно. Поэтому столы. стулья, скамейки (и всё, что могут переносить, перетягивать дети) свободно перемещаются по комнате в ходе детской игры. Так ребёнок учится планировать своё пространство, изменять его с комфортом для себя.
Есть у деток и такая особенность, как потребность в постоянстве. Это постоянство выражается в том, что придя на занятие, они видят ту же комнату, каждая игрушка на своём месте, столы готовы к занятию, а само занятие имеет одну и ту же структуру, новые игры вводятся постепенно. И постоянство в поятке вещей (у каждой игрушки своё место) мы просим деток поддерживать: когда наигрались чем-то, ставим на место.

Вот так пока у нас получается))) Да, в проекте ещё масса полочек, ящичков с сыпучими и природным материалом, уголок с зеркалами и уголок детских работ. Плюс, новые технологии не стоят на месте и проектор для презентаций тоже в планах. Всему этому необходимо найти время, место и материальную исходящую тоже.



Наш город — он прекрасен. У нас есть куда повести ребёнка и где приятно прогуляться.

Воодушевившись темой "Наш город", хотелось бы познакомить и Вас, милый читатель, с ним.
Ранее Александровск, славный город наш, на территории которого люди селились ещё с незапамятных времён (в VII веке до н. э. - скифы, в IV веке н. э. эти земли захватили гунны, в VI веке — авары, в VIII веке — хазарыПосле разгрома Хазарского каганата в 960-е годы киевским князем Святославом на земли Таврии пришло новое кочевое племя — печенеги.)
Каменная могила - историческая памятка времён скифов (Мелитопольский р-н Запорожской обл.) Таких статуй много и на Хортице, и по всей территории Запорожской обл.





В 1770 году при Екатерине ІІ была заложена Александровская крепость (строительство её завершилось в 1775 г.), а в статус поселения городского типа она перешла в 1785 г.
С 1787 года на территории современного Запорожья по распоряжению Катерины ІІ селились меннониты (переселенцы из Германии). Они сыграли большую роль в развитии Александровска как города: архитектура, промышленность того времени - это их заслуга. По сей день в городе есть дома того времени, в которых и живут, и работают. И в 1806 году Александровск стал официально уездным городом.



 теперь это швейная фабрика Селена


Доходный дом Бадовского (сдавался в аренду) - нынче студенческая поликлиника


Постоялый дом Минаева (конец девятнадцатого века)
 Сейчас в нём живут люди, но не приезжие, а наши - запорожцы...

Управление автозавода (1863 г) 

 работает завод и сейчас, производит современные автомобили, Именуется Запорожским Автомобилестроительным заводом "Комунар"







Первый Жд вокзал (1873 г) - работает и сейчас




Современный новый ДЖ вокзал, который стал главным в городе

Земская управа


Краеведческий музей


Запорожский машиностроительный институт (основан в 1900 г.)

Современный вид Запорожского Национального Технического Университета


Мужская гимназия, которая стала главным корпусом большого Запорожского Национального Университета (1930 г)

И женская гимназия, которая стала 3-м корпусом ЗНУ

Потом была Октябрьская революция, переименовывались улицы, менялась  власть, автомобилестроительный завод стал называться "Коммунар", а в 1921 году Александровск был переименован в Запорожье. 

Строился Днепрогес (1927-1932)

и сегодня это одно из  главных украшений города



После Второй мировой войны началась новая история в архитектуре нашего города
 современный вид этой площади. Нынче носит имя  Александра Поляка



Современный корпус Запорожского Национального Университета

Это должен был стать город победителей.
Дома строились красивые, квартиры с высокими потолками и просторыми комнатами. Так выстроился наш современный проспект Соборный. Он самый длинный в мире - 13 км.




Наши мосты Преображенского (1949-195 годов)



История города создаётся его жителями. Она творится и сегодня. И настоящий наш город выглядит так:

проспект Соборный

Набережная
 Пл. Театральная


Бульвар Т.Г. Шевченко
часы влюблённых 
 фонтаны




Каскад фонтанов Радуга


Наша Хортица!!! остров между двух берегов города.

с прекрасной природой:









С музеем под открытым небом


 и конным театром, где можно и выступление посмотреть, и на лошадях покататься.


Город, в котором было много театров, музеев, кинотеатров, и даже цирк. Всем этим довольствуемся и сейчас.
Деток в нашем городе можно повести в:
ЦИРК

Таким его помню я
 Таким его знает Лиза.

Театр юного зрителя (прекрасный репертуар, талантливые артисты, яркие представления - сегодня ходили на представление "В поисках дракона" - получили массу удовольствия эстетического и почерпнули мудрость добра):



Симфонический театр им. М.И. Глинки (сами ещё не добрались, но репертуар заманчив - музыкальные сказки)

Театр им. В.Г. Магара (представления на высшем уровне всегда как для взрослых, так и для детей. ОООчень любим) Сейчас идёт для деток представление "Пан Коцький", как раз для нашего возраста... ещё не были... 

Кукольный театр


Посещаем с года и 2-х месяцев. Когда впечатляемся, когда нет... бывает по разному (если с репертуаром по возрасту угадали, то всё ок)



Детская железная дорога, где всё по настоящему... только поезд мини и проводники дети)
 зоопарк


 аквариум

 и террариум


Тоже с ранних лет мы там.


Центральный парк культуры и отдыха Дубовая Роща, где мы гуляем с рождения и летом проводим свои занятия









И много-много ДК, кружков и центров для детей, библиотек, в которых проводятся выставки, трененги и разного рода мастер-классы.


О чем забыла??? о заводах... да. они есть... и производят...

А ещё у нас есть мы))) и будущее...
Кто ещё не был в Запорожье, приезжайте!!!