Психотехника для осознания своих чувств и переживаний "Плащ"

Работая профессионально, часто сами собой возникают разные интересные и актуальные #психотехники#самоосознания#. Вот одна из таких.
Её цель - дать возможность клиенту осознать свои чувства в гранях их происхождения, функций и важности. Это упражнение самоосознания и принятия себя.
Итак, упражнение "Плащ"


Каждый из нас, проживая жизнь, примеряет на себя разного рода ощущения ситуации, жизни (у них может быть сладкий вкус победы или горький привкус разочарования, теплые или жаркие, холодные ощущения или нейтральные, приятный аромат или не очень, они могут звенеть или пугать громом, тишиной), мы так же примеряем на себя эмоции, чувства. Каждая ситуация формирует у нас тот или иной образ (образ героя или неудачника, царя или раба), мы вырабатываем маски, которые у нас уже «про запас» имеются в нашем «сундуке реакций» и сохраняются на подобные случаи жизни.
Представьте, что всё это: и ощущения, и эмоции, и чувства, маски воплощены в 1 вещи – в плаще, который Вы ежедневно одеваете.
Визуализация: Как бы выглядел этот плащ? Из какого он материала? Какого покроя? Длины? Какого цвета? Чем он особенный? На сколько в нём комфортно? Что он символизирует для Вас?
Внутреннее содержание: Какими ощущениями, эмоциями, чувствами, ярлыками он пропитан? Какие роли Вы в нём выполняете?
Нарисуйте свой плащ.
Встаньте и представьте, что этот плащ сейчас на Вас. Что Вы чувствуете? Вам сейчас в нём комфортно?
Теперь попробуйте его снять. На сколько легко он снимается? Что Вы чувствуете без него?
Могли бы Вы без него обходиться? Хотели бы Вы его изменить? Вы можете это сделать сейчас.
Попробуйте одеть его ещё раз, что-то поменялось в Ваших ощущениях?

Обсуждение упражнения.

Упражнение для семейной психотерапии "Три мешка"

Довольно часто, как это показывает практика, семьи образуются довольно спонтанно. Мало кто из участников союза "мужчина-женщина" выдерживают тот период взаимопознания до свадьбы. 
Все сказки учат: преодолел препятствия (завоевал, добился, дождался) и всё... счастье наступило - свадьба - ПИР НА ВЕСЬ МИР. 
А настоящая жизнь на этом только начинается...
Данное упражнение пришло к нам в ходе нашей практической деятельности как само собой разумеющееся: потребность помочь клиентам - семейным парам понять друг друга и себя в том числе. Научиться быть честным, открытым, готовым понимать и принимать свою вторую половинку всецело, безусловно и быть услышанным, понятым и принятым вторым.
Семейной паре предлагается
поработать над взаимопониманием и пониманием себя в отношениях.
Упражнение «Три мешка» предлагает посмотреть на себя и на партнёра с той позиции, что я с собой вношу в отношения, чего ожидаю, и что могу дать.
Клиентам предлагается нарисовать на листе 3 мешка (каждый) и подписать соответственно:
1.       Что я с собой вношу в отношения.
2.       Чего я ожидаю от партнёра.
3.       Что я могу дать в этих отношениях.
Затем каждый «заполняет» свои мешки – записывает соответственно надписи мешка свои комплексы и убеждения относительно семейных отношений – 1 мешок; ожидания от партнёра – 2 мешок; свои ресурсы, которые пригодятся в отношениях – 3 мешок.
Следующий этап упражнения – Раскрываем свои мешки перед партнёром - клиенты поочерёдно зачитывают свои записи (по 1 мешку разбираем). Обсуждают: уточняют «Если я правильно тебя понимаю, ты хотел/хотела сказать…»; согласовуют, с чем смирятся, с чем нет; говорят, берут ли это в отношения или нет.
Далее: Создание таких же 3 мешков сообща (совместная ревизия убеждений).

Заключительный этап: обсуждение, что нового узнали друг о друге, что в этом упражнении давалось легко, что было более сложно, а что, возможно, вообще не разрешилось. Как это упражнение поможет в будущем семейной жизни пары.

Советы по воспитанию гиперактивных детей

Родители испытывают огромные сложности в воспитании гиперактивных детей. Ведь непослушный ребенок в школе и дома вызывает не только дискомфорт у окружающих, но часто и сам сталкивается с проблемами на своём жизненном пути. Разберёмся, помогут ли в решении этой ситуации развивающие методики и специализированные занятия для малышей.

Как справиться родителям: современные подходы к воспитанию и обучению детей

Для родителей особенности воспитания гиперактивных детей заключаются в контролировании собственного поведения. Не демонстрируйте вспыльчивость, злобу или недовольство. Старайтесь ставить себя на его место, анализировать, что становится причиной невнимательности или агрессии. 

Гиперактивность можно назвать одним из способов привлечения внимания к себе, поэтому интересуйтесь своим ребенком, узнавайте, что его беспокоит, как прошел его день. Психологи дают ценные советы мамам по воспитанию ребенка с подобной формой поведения. Обратив на них внимание, сможете контролировать дисциплину ребёнка уже в домашних условиях:

  1. Составьте для ребенка распорядок дня, обязательно включив в него прогулки на свежем воздухе и полноценный сон. Помогите малышу в его соблюдении.
  2. Общайтесь с ребенком добродушно, весело и с улыбкой.
  3. Определите, есть ли у него увлечение и превратите его в хобби. Это поможет направить лишнюю энергию в полезное русло.

Почему непослушный ребенок страдает в школе?

Большое количество учебных занятий и домашних заданий, работа только с успевающими детьми, преподавание по устаревшей методике педагогики приводят к тому, что дети становятся похожими друг на друга. В такой ситуации любой непослушный ребенок в школе старается выделяться среди других и привлекать к себе внимание.

За такое поведение детей часто ругают перед всем классом, наказывают, пишут замечания в дневник, вызывают родителей к учителю или директору. Никто в школе не пытается узнать, почему ребенок поступил именно так, а применение системы наказаний обычно лишь усугубляет ситуацию. 

Вместе с этим родители задаются вопросом: «Что делать, чтобы ребенок хорошо учился?». Ведь проблема не только во внимательности и усидчивости, а и в методах преподавания, которые не направлены на главное — развитие детей. Лишь в некоторых заведениях начинают внедрять в программу различные интерактивные способы обучения, игровые уроки, интересные детям и помогающие в решении данной ситуации.

Детские развивающие центры: какие занятия помогут ребёнку научиться дисциплине?

Развивающие центры, учитывая особенности обучения современных детей, используют методики, которые помогают раскрывать потенциал, учат контролировать эмоции и поведение. В первую очередь ребенку дают понять, что он личность, а уже на основе этого корректирую поведение путем уроков и занятий в игровой форме. 

С учетом особенностей воспитания гиперактивных детей, педагог развивающего центра понимает, как контролировать непослушное поведение и работает над поощрением его хороших поступков. Грамотный подход к воспитанию и развитию гиперактивных детей вырабатывает дисциплину и усидчивость, а также учит игнорировать отвлекающие факторы.

Влияние на умственное развитие детей в процессе обучения ментальной арифметики

Ментальная арифметика раскрывает умственные способности, пробуждает творческий потенциал. В процессе занятий повышается концентрация, сосредоточенность, самостоятельность, благодаря гармоничному развитию обоих полушарий мозга. Все вместе это помогает непослушному ребенку в школе повысить уровень успеваемости, научиться контролировать поведениеМентальная арифметика способствует:

  • развитию логического мышления;
  • умению фокусироваться на деталях;
  • адаптированию под меняющиеся условиями и ситуации;
  • проявлению наблюдательность и усидчивость.

Узнать больше про результаты обучения в развивающих центрах вы можете из видео Первого канала передачи «Пусть говорят» о мальчике, изучающем ментальную арифметику.

Детский развивающий центр ментальной арифметики SmartyKids создал уникальную авторскую методику преподавания с учетом особенностей воспитания гиперактивных детей. В центре занятия проходят в игровом формате с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.

Под каждого ребенка подбирается соответствующая группа и способ преподавания с учетом его типа нервной системы. Сами занятия увлекательны и интересны, совершенно не похожи на обычные уроки. Из-за этого когда-то непослушный ребенок в школе становится усидчивым, всесторонне развитым, эмоционально стабильным.

Не знаете что делать, чтобы ребенок хорошо учился и стал дисциплинирован? Запишите его на пробный шоу-урок от SmartyKids!

http://lp.smartykids.ru/

Вывод

Гиперактивность наблюдается у многих детей. И решать только родителям, водить ли своего неусидчивого ребенка по психологам или попробовать записать его на занятия в детский центр. Выбрав однажды ментальную арифметику в качестве развития способностей и корректировки поведения, в кратчайшие сроки изменения станут заметными.

P.S. Какие методы развития вы используете для своего ребенка в качестве корректировки поведения?

Статьи по теме:

Как помочь ребенку изучать ментальную арифметику (онлайн-тренажёр) (5006 просмотров) 

Что мешает родителям вырастить успешного ребёнка (2390 просмотров)

С чего начать обучение малышей (3685 просмотров)

Особенности обучения детей в центрах ментальной арифметики

Современные подходы обучения детей, в число которых входят центры ментальной арифметики, становятся все популярнее среди нынешних родителей. Однако на эту тему ведутся споры по поводу того, что это – новые прибыльные идеи или реально работающие способы вырастить гениального ребенка?

Как ментальная арифметика поможет привить ребёнку интерес к учебе?

Буквально с первых дней своей жизни ребенок начинает активно познавать мир и развиваться. С каждым этапом взросления, малышу необходим тщательный контроль со стороны педагогов, основной задачей которых станет выявление способностей крохи и направление их в нужное русло. Именно поэтому сегодня, когда родители всё больше времени проводят на работе, набирает популярность развитие малышей под присмотром профессионалов в детских центрах.

Если начать практиковать современные методики обучения, то все возмущения, похожие на: как удержать внимание детей на уроке, вскоре развеются. Яркие поурочные материалы, нестандартные задания – все это покажет вашему ребенку, что учиться и познавать мир — это весело и интересно! Ведь известно насколько все малыши любознательны по своей натуре и традиционные уроки в школе им скучны.

Единого образца, по которому обучают в развивающих центрах, в том числе и в детских школах ментальной арифметики, нет. По всему миру, независимо друг от друга, функционируют нескольку крупных школ. Наши дни, увы, ознаменованы кризисом образовательного процесса. Преподавателям стало непонятно, кого учить и как, если ребенок сам все загуглит по мере надобности. Вот почему важно тщательно выбирать центр, который не разочарует вашего малыша. То место, где ему будет интересно учиться и развиваться.

Геймификация обучения в центрах ментальной арифметики

Нынешняя эпоха клипового мышления дала свои негативные плоды,  детей все сложнее усадить за учебники. С учётом этой особенности в центрах  ментальной арифметики SmartyKids не только адаптировали саму методику древного счёта на абакусе для российских детей, но и сделали занятия увлекательными и понятными, в том числе и для малышей с клиповым мышлением. Даже непоседливые дети, могут удерживать своё внимание и концентрацию на уроках в SmartyKids.

В центре метальной арифметики процесс обучения построен посредством геймификациия. Именно поэтому материал усваивается качественно и уже после первого месяца обучения заметен прогресс в развитии ребёнка.

Уже на шоу-уроке малыши знакомятся с мультипликационным героем, который вводит их в мир ментальной арифметики.

Секреты обучения детей на основе геймифицирования очень просты и понятны:

  1. Эта техника позволяет детям действовать, образование становится функциональным.
  2. Процесс учебы и психология игры сплавляются в одно целое, что, несомненно, делает занятия приятными.
  3. Нотки игры в учебе делает форму получения новых знаний не традиционной «муштрой», а интересным «Ух, ты! Это здорово».
  4. Победа в игре побуждает идти до конца. Так игрофикация разжигает амбиции ребенка и мотивирует его к победным действиям и вовлекает в обучение.

Если у вас возникло желание провести время вместе с малышом, посетив шоу-урок в детском центе ментальной арифметики SmartyKids, оставьте свои контактные данные, и мы обязательно пригласим вас на занятие!

http://lp.smartykids.ru/

Обучение ментальному счету с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка

В школе ментальной арифметике SmartyKids программа занятий строится в индивидуальном порядке для каждого малыша в небольших групповых классах. Перед началом первых уроков проходит специальная психическая диагностика, чтобы выявить особенности малыша и определить его в группу с подходящим уклоном. Также каждые 3 месяца проходят лонгитюдные исследований высших психических функций. Благодаря им можно увидеть фактический прогресс всестороннего развития ребёнка и адаптировать методику. 

Как известно, человеческий мозг – это два, похожих друг на друга, полушария. Однако это сходство лишь визуально, функции они выполняют разные: левое отвечает за языковую речь и абстрактное и логическое мышление, то есть образы. Работа правого же направлена на объект мыслительного процесса: форму, изображение, процессы творчества и интуицию.

Мнения касательно «важности» одного из полушарий разделяются, однако все исследователи сходятся к единому выводу: идеальным является равноправное функционирование обеих. В этом и заключается основная миссия упомянутого революционного метода обучения – сделать так, чтобы в процессе образования мозг работал полностью за счет вычислительных действий на абакусе двумя руками. Таким образом, даже самый непоседливый ребенок сможет научиться творить невероятное: например, одновременно декламировать стих, при этом решая сложные примеры. В это трудно поверить, но это факт! Такие талантливые дети учатся и в центрах ментальной арифметики SmartyKids. 

Ментальная арифметика – это еще и мощное развитие прочих когнитивных способностей

Пожалуй, каждый, кому не безразлична судьба своего чада, замечал, что все дети разные, и они усваивают поток информации с различными темпами. А отставание от сверстников в усвоении школьной программы может вообще отбить всякое стремление к знаниям и дать толчок для развитию комплексов. Чтобы такого не допустить, важно обратиться к универсальной методике, полностью учитывающей особенности ребёнка. Под эти параметры как раз и подходит методика быстрого счета в уме. 

Что дает ребенку ментальная арифметика:

  • Возвращает интерес ребенка к учебе.
  • Формирует прочный фундамент для дальнейшего развития полноценной личности.
  • Помогает всесторонне развиваться.
  • Помогает повысить успеваемость по всем, без исключения, предметам.
  • Развивает не только умственные, но и личностные качества: ответственность, способность к принятию решений и самостоятельность.

Вывод

Неоднократные научные исследования показывают, что ментальная арифметика реально способствует когнитивной эволюции. Развитие личности вашего малыша посредством ментальной арифметики может стать не только эффективным с точки зрения обучения, но и веселым времяпрепровождением.

P.S. Важно помнить, что интеллектуальное развитие и обучение ментальной арифметике – не все, что ждет от вас малыш. Важно доставлять эмоциональное вдохновение и любовь!

Статьи по теме:

Как помочь ребенку изучать ментальную арифметику (онлайн-тренажёр) (5006 просмотров) 

Что мешает родителям вырастить успешного ребёнка (2390 просмотров)

С чего начать обучение малышей (3685 просмотров)

Тревога, страх. В чём суть и разница.

При подготовке к тренингу "Тревожность и страхи у детей и подростков". Готовила информацию. В статье она подана тезисно, довольно сжато, но, возможно, что-то пригодиться. Для полного её понимания и принятия, стоит больше углубляться. 
Но, сейчас готова поделиться этим наработанным и пропущенным через себя и свою практику материалом.
Содердание
Определения "тревога", "тревожность", "страх".
Различия между тревогой и страхом
Причины тревоги
Причины страха
Как проявляет себя тревожность у детей
Как предупредить появление тревожности и страхов у ребёнка
Коррекция тревожности и страхов 

Трево́га — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение
неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.
Тревожность – черта характера, проявляющаяся в частой тревоге.
Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждёт её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций — страха, печали, стыда и чувства вины. Поэтому, чем больше мы воспитываем у ребёнка чувство вины («Как тебе не стыдно?»), тем тревожнее мы его делаем. Правило "золотой середины" никто не отменял. Объяснять почему того или иного не стоит делать ребёнку надо всегда, даже когда ему 15 и нам кажется, что всё  и так понятно. НЕТ! РЕБЁНКУ НЕ ПОНЯТНО!!! ОН ДУМАЕТ НЕ ТАК, КАК МЫ!!! ОН ВОСПРИНИМАЕТ МИР ПО-ДРУГОМУ.
Если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх: страх громких звуков, страх загрязнения, страх ошибиться, страх отравиться... и т.д. Развиваются фобии, а с ними и навязчивые действия (часто моет руки, проверяет по 5-10 раз сделанное, сплёвывания...). Но это уже из ряда психозов.
В данном плане у меня возникает такая ассоциация: треовжность - как процесс гноения от занозы, а страх - прорыв гноя. Когда прорвало, знаем что и как лечить.
Чаще страх возникает после неожиданной сильно окрашенной негативными эмоциями  ситуации, которая несёт опасность для жизни живого организма (в данном плане - человека).
А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия че­ловека». Страх врождённая эмоция.
 Большинство авторов (как отечественных, так и зарубежных) склонны рассматривать тревогу как реакцию на неопределённый, часто неизвестный сигнал, а страх как ответ на конкретный сигнал опасности.
Различия тревоги и страха:
- Страх осознаваем, тревога нет.
- Тревога предшествует страху.
- Тревогу могут считать возникающей обычно задолго до наступления опасности, в то время как страх — возникающим при её наступлении или незадолго до неё.
- Тревога возбуждает нервную систему, а страх парализует.
- Тревогу могут считать проецированной в будущее, а источником страха — прошлый психотравмирующий опыт.
- Тревога социально обусловленная (воспитанная), страх – биологический инстинкт самосохранения.
Причины тревоги:
1.       Тревожность самих родителей (недоверчивость к миру). Тревога мамы!
2.       Отсутствие единства требований в семье.
3.       Если ребенок испытывает недостаток информации (что-то не договариваем, в чём-то не разобрался… тревожные темы смерти, катастроф – война…, секса)
4.       Авторитарный стиль родительского воспитания в семье (родители, которые твердо знают, чего и как добиваться от жизни. А главное - чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел - не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны).
5.       Завышенные требования не по возрасту ребёнка: ранее чтение, когда ребёнок не готов, физические нагрузки на тренировках, которые требуют длительного самоконтроля, а физиология (возраст, темперамент не позволяют).
6.       Болезни ребёнка.
7.       Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался". Или «добрая» бабушка с секретами.
8.       Наши – родительские крики и критика по отношению к ребёнку.
Причины страха:
1.       Негативный, травмирующий опыт.
2.       Богатая фантазия.
Как проявляется тревожность ребёнка:
1.       Сверхактивное поведение (шумят, ведут себя как клоуны). Он пытается привлечь своё внимание БЕЗСОЗНАТЕЛЬНО, чтобы получить поддержку и спокойствие.
2.       Ребёнок раздирает на себе кожу (почёсывается до ран, заусеницы,)
3.       Облизывает или грызёт губы (бывает до покраснений вокруг рта)
4.       Плохой сон (не может уснуть сам, часто просыпается)
5.       Себорея (шелушения волосяного покрова головы.
6.       Навязчивые действия (шмыгает носом, сводит брови или наоборот их поднимает как в удивлении)
7.       Фантастические истории ребёнка о себе
8.       Постоянные просьбы о помощи
9.       Чрезмерное дружелюбие и угодливость
10.   Энурез
11.   Трудности концентрации внимания
О страхах ребёнок говорит (или в меру стыда или чувства вины - не говорит). Не говорит, если не доверяет родителям, если боится их подвести, если его воспитывали «как надо» - «этого нельзя, этого нельзя, а вот это плохо». Ребёнок в любой ситуации берёт вину на себя: мама кричит – я виноват, меня оскорбляют – я виноват, меня побили – я виноват.
Как предупредить появление тревожности и страхов у ребёнка:
Повышать самооценку ребёнка, работать над его уверенностью!
1. Любить своего ребёнка таким, какой он есть: не сравнивать с другими, избегать ярлыков, хвалить за реальные достижения.
2. Интерес к жизни и увлечениям ребёнка – разделять их.
3. Совместное времяпрепровождение с ребёнком.
4. Посильные обязанности ребёнка в семье.
5. Учитывать мнение и пожелания ребёнка при решении совместных семейных вопросов (куда пойти/поехать на выходных – из 3-4 предложенных, что приготовить, что купить).
6. Учить ребёнка осознавать свои чувства и выражать их.
7. Говорить с ребёнком на любые темы, которые его интересуют спокойно и уверенно.
8. Быть самим родителям спокойными.
Всё это вместе формирует уверенность ребёнка в себе.
Коррекция тревожности у детей:
1. Игры в животных или другие игры, в которых ребенок сможет примерить на себя сильный образ. Во время игры полезно будет отмечать сильные стороны ребенка: грозный голос, манеры и т.д.;
2. Инсценируйте сюжеты сказок, в которых главный герой обязательно побеждает. Ребенок должен побыть в роли победителя. Важно закрепить этот образ в сознании ребенка. Эта игра особенно эффективна в случае, если малыш боится строгого учителя.
3. Групповые занятия с другими детьми.

Для преодоления страхов: мы о них говорим, мы их рисуем, мы в них играем. "Непроговоренные страхи живут в семье отравляя жизнь всем, медленно и постепенно" - Светлана Шевченко (практикующий юнгианский психолог г. Запорожье).
 Используют в работе с детьми игры-драматизации (в "страшную школу", например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.
Важно научить ребёнка доверять себе, уметь справляться со своими чувствами и эмоциями. В этом плане хорошо помогают дыхательные упражнения, упражнения на снятие мышечных зажимов, визуализации.

Ещё о детских страха в наших статьях: